Эксперты предложили созвать многостороннюю международную конференцию по водным ресурсам Центральной Азии на уровне ООН

Предложено созвать многостороннюю международную конференцию по водным ресурсам Центральной Азии на уровне ООН

Как отметили эксперты международного круглого стола на тему «Дефицит воды в Центральной Азии: чем опасен и где выход?», организованного общественным фондом «Мир Евразии», сложная и противоречивая проблема водных ресурсов в Центральной Азии стоит на повестке дня уже несколько десятилетий. С момента обретения независимости пять республик не могут прийти к единому соглашению по использованию водных ресурсов, так как их интересы не совпадают. Каждая стремится учитывать в первую очередь свои, иногда не считаясь с мнением соседей.

«При этом регион может выиграть от правильного управления водными ресурсами в условиях изменения климата, — уверен политолог Эдуард Полетаев. — Существуют мнения о том, что нехватка водных ресурсов в регионе — это миф. Воды хватает на всех, только нужно управлять ею целесообразно и рационально. А власти государств должны предпринять необходимые меры по разработке механизмов и соглашений по координации распределения водных ресурсов, включая интересы и потребности всех стран».

Создание общей системы управления водно-энергетическим комплексом позволит получить синергетические эффекты в экономике и экологии региона. Специалисты заявляли о том, что распределение водных ресурсов должно производиться на коллегиальной основе, в соответствии с международными соглашениями и восприятием интересов всех сторон, в противном случае возникшие проблемы придется решать не с экономической, а с политической позиции.

«Вопрос справедливого распределения и использования трансграничных водных ресурсов будет в обозримой перспективе оставаться одной из главных и острых проблем для стран Центральной Азии, — говорит политолог Даурен Абен. — Рост водопотребления, обусловленный интенсивной сельскохозяйственной и промышленной деятельностью и увеличением населения в сопряжении с изменением климата, таянием ледников и другими проблемами, будет все чаще выступать триггером социально-экономических проблем. От решения вопросов эффективного и рационального использования водно-энергетических ресурсов на основе совместных и взаимоприемлемых подходов стран региона во многом будет зависеть дальнейшее экономическое развитие, экологическое состояние, энергетическая и продовольственная безопасность Центральной Азии».

В декабре минувшего года в Москве состоялся Второй Евразийский конгресс, организованный Евразийским банком развития (ЕАБР). Там на удивление много внимания было удивлено водной проблематике Центральной Азии. Говорилось, что если страны устранят проблему разобщенности политики в водно-энергетической сфере и повысят эффективность сотрудничества, положительное воздействие на их ВВП может составить 7% за 5 лет, что равно 22 млрд долларов. Поэтому достижение консенсуса между странами Центральной Азии по вопросам межгосударственного водораспределения в бассейнах трансграничных рек является ключевой задачей, требующей политической воли руководства республик.

Как считает профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев, водная проблема эффективно решается даже в формате двусторонних договоренностей по случаю. «То есть каждый год между странами заключаются договоренности по поводу воды и энергии, — констатировал он. — И совершенно нормально получается использовать данные ресурсы, если к ним не примешивается политический фактор».

Кстати, по итогам государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Казахстан лидеры двух государств в декабре 2021 года провели совместный брифинг для СМИ, где заявили о том, что условились продолжить слаженную работу по вопросам рационального использования ресурсов трансграничных рек. Как отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, эта задача имеет особую важность.

Политолог Аскар Нурша напомнил о памятном совместном заявлении, которое было сделано президентами Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и Узбекистана Исламом Каримовым в 2010 году. В пункте 7 говорилось о необходимости с учетом всех стран региона обсуждать вопросы водно-энергетической проблематики и строительства гидротехнических сооружений на трансграничных реках.

Кроме того, проблематика трансграничных рек вошла в Декларацию о союзнических отношениях между Казахстаном и Узбекистаном, которая была подписана в рамках декабрьского визита узбекского лидера. В пункте 10 данного документа указано: водные ресурсы рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и от их разумного и справедливого использования зависят судьбы десятков миллионов людей, стабильность региона.

Кроме того, водно-энергетическая тематика выведена на многосторонний уровень, найдя отражение в совместном заявлении по итогам Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, которая состоялась в августе 2021 года в городе Туркменбаши. Пункт 16 этого документа, а если в контексте проблемы Арала и экологии, то еще 17 и18 пункты акцентируют внимание на борьбу с опустыниванием, сохранение ледников, охрану окружающей среды, использование водно-энергетических ресурсов и т. п. Но серьезных прорывов концептуально не видно.

«Я думаю, решению этих проблем способствовало бы повышение статуса консультативных встреч глав государств Центральной Азии до организации, — считает эксперт. — Поскольку встречи консультативные, юридической силы у принимаемых совместных заявлений недостаточно. Но хватает ли для решения водно-энергетических проблем рассмотрение вопроса на региональном и субрегиональном уровне? Если необходимо задействовать здесь Россию, то какие механизмы можно использовать? Двусторонний уровень, возможно, недостаточен. Можем ли мы рассмотреть вопрос на базе евразийской интеграции? Этот формат не охватывает все заинтересованные страны, так как в ЕАЭС не входят три из пяти центральноазиатских государств. Вероятно, надо попытаться поднять данную тему на площадке СНГ».

Если же необходимо привлечение внимания международного сообщества, Европы, США, то эксперт предлагает задействовать ресурс такой организации, как ОБСЕ. Тема водно-энергетическая – не только экономическая, но и является конфликтогенной. Кому, как не ОБСЕ заниматься вопросами предотвращения конфликтов в зоне ответственности организации? Среди структур, которые могли бы заняться обсуждаемым вопросом, он также назвал ШОС и СВМДА. Но непонятно, насколько готовы к этому члены данных организаций.

Денис Борисов, заведующий кафедрой Международной экономики и международного права Новосибирского Государственного экономического университета убежден, что проблема воды является маркером возможностей, все зависит от того, как им воспользуются страны. Это может быть как объединяющий, так и разъединяющий фактор. «В регионе есть совместные проекты, — подчеркнул он. — Хотя бы даже на бумаге, но они связаны с экологической повесткой. К примеру, спасение Арала является общерегиональной кооперацией и действиями в одном ключе. К тому же экологическая проблематика нарастает. Дальнейшие усилия государств в данном направлении могут способствовать преодолению разделительных барьеров, увеличению совместных созидательных действий».

Эксперт напомнил, что проблема пресной воды очень хорошо вписывается в международную повестку. Те же цели устойчивого развития, с 2015 года озвученные и взятые на щит ООН, четко дают понять, что международное сообщество должно сфокусироваться на помощи странам Африки плюс государствам, лишенным выхода к морю. Под это полностью подпадают страны Центральной Азии. Речь идет о том, что все те инициативы, которые страны могут предложить, будут в приоритетном порядке поддерживаться институтами развития ООН.

«Где взять деньги? – задался вопросом представитель академического сообщества. — Совместное водопользование требует общего финансового обеспечения. А это не самая сильная сторона центральноазиатских государств. Надо учитывать, что международные фонды готовы этому способствовать при соответствующей технической разработке документации, готовности продвигать эту повестку. Также реализуется официальная помощь в целях развития — один из основных инструментов поддержки развивающихся стран. Например, она активно финансируется из бюджетов Японии, Южной Кореи, которые в принципе заинтересованы и готовы выделять деньги региону. Здесь, наверное, ход на стороне центральноазиатских государств, насколько они готовы принимать предложения, чтобы получить грантовое финансирование, льготные кредиты для реализации программы по улучшению эффективности использования пресной воды, режимов совместного водопользования. Финансовая помощь могла бы послужить одним из факторов дальнейшей кооперации и уменьшению разделительных барьеров».

Эксперты пришли к выводу, что проблему надо решать комплексно и системно с участием всех стран, которые затрагивает этот вопрос. Международное сообщество приняло такое соглашение, как Киотский протокол, заключенное с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению, страны договорились бороться с вредными выбросами. Такого рода Соглашение может быть примером и для решения водной проблемы вообще, и в Центральной Азии в частности.

«Возникает необходимость созыва многосторонней международной конференции по водным ресурсам Центральной Азии на уровне ООН, — заявил директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов. — Пока конфликты, которые имеют место быть, удается погасить. Но когда водная проблема усугубится, деваться будет некуда. Благодаря конференции мы могли бы попытаться целый ряд вопросов если не решить, то обозначить на мировой трибуне и прийти к определенному концепту».

Сергей МИХАЙЛИЧЕНКО

Владимир Никитин

Источник: Газета «Комсомольская правда – Казахстан»

от wefund