Образовательная сфера уже давно идет в авангарде интеграционного процесса. Вспомним, что идея Евразийского союза впервые была озвучена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в стенах МГУ им. Ломоносова. В настоящее время процесс развития образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС активизировался. Политолог Замир Каражанов, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge уверен, что без нормальных реформ на страновом уровне трудно говорить об эффективности региональных процессов в сфере образования. Об этом он заявил на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».
Что происходит в Европейском союзе, который часто рассматривают как модальный успешный проект? В ЕС далеко не все поддерживают идею унификации образования, дипломов. Проблема не в процессе интеграции, а в конкурентоспособности самих вузов. В Европе есть престижные вузы – Сорбонна, Оксфорд, Кембридж, и у каждого из них своя культура в образовательной сфере. Вспоминаются слова английского физика-теоретика Стивена Хокинга, который говорил: когда мы были студентами, то не учились, не было принято зубрить. Если человек что-то зубрил, считалось, что у него проблемы с образованием. Серьезно своими теориями Хокинг занялся уже после того, как закончил учебу. Это и есть показатель культуры обучения студентов в конкретном вузе. Причем мы все прекрасно знаем, что многие люди с мировым именем так и учились – по советским меркам разболтанно. Но, тем не менее, такие вузы показывают хорошие результаты. Если их попытаться унифицировать, то это все равно, что лишить его конкурентоспособного преимущества. Автономия как раз и была направлена на то, чтобы защитить сильные стороны того или иного вуза.
Рассуждая об интеграции образовательных процессов, по сути, мы говорим о трех разных трендах – глобальном, региональном и страновом. Глобальный уровень – это, конечно, всегда хорошо, как и региональный. Но крепких деревьев без сильных корней не бывает. Надо начинать со странового уровня. Глобальные плоды – результат того, как возделывалась и культивировалась почва, как рос саженец, прежде чем дать результаты. Мы же цепляемся за глобальные тренды и ждем, что у нас будут такие же сочные плоды, при этом начинаем рубить свои корни. Их мы уже достаточно порубили, ведь у нас в свое время было неплохое образование. Сегодняшние нобелевские лауреаты из России – выпускники советских вузов. Кадровый задел, который был когда-то, дал свой результат. Но теперь в системе образования все время сюрпризы. То сокращают вузы, то расширяют. Непонятная какая-то стратегия, неясно чего хотим.
Без нормальных реформ на страновом уровне мы не можем говорить об эффективности региональных процессов в сфере образования. Если появится спрос снизу, а высшая школа реформируется, возникнет более конкретный разговор о том, чего мы хотим от вузов в ЕАЭС и к чему должны стремиться. Начнут вырабатываться модели доступного и качественного образования. Также надо реагировать на запросы рынка. Например, в последние годы Россия занимает лидирующие места в мире по привлечению мигрантов. Но в основном эта миграция состояла из неквалифицированных рабочих. А мы говорим об обмене умов. Кстати, многие фигуры в России сейчас настаивают на том, что надо менять миграционную политику с акцентом на привлечение компетентных специалистов. Намерение пока крутится в голове, но прикладной аспект еще не реализован.
Безусловно, евразийская интеграция в сфере образования необходима. Об этом говорит хотя бы тот факт, что значительная часть студентов по программе «Болашак» обучалось и учится сейчас в российских вузах. В данном случае потенциал у стран ЕАЭС большой, хотя бы потому, что Казахстан открывает новые предприятия, ему нужны специалисты. Но создать новый эффективный вуз по каким-то инженерным специальностям в Казахстане довольно проблематично – имеется нехватка кадров. В России же много вузов технического характера. В результате, получается взаимодополняемость с Россией в сфере образования. Конечно, появятся и у нас новые технические вузы. Образование всегда отображает ситуацию в экономике, экономическую реальность. Посмотрите структуру ВВП, экспорта-импорта, и вы все поймете.
Источник: Caspian bridge — информационно-аналитический центр