Казахстанский политолог Замир Каражанов уверен, что чем больше через территорию Казахстана пройдет газопроводов и нефтепроводов, тем лучше. Об этом он заявил в ходе своего выступления на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал Евразийского экономического союза», который состоялся в Алматы.

Транзитный потенциал открывает большие возможности для Казахстана и для всех участников интеграционного объединения ЕАЭС. Но необходимо более реально оценивать ситуацию. Дело в том, что Казахстан строит автодорогу «Западная Европа – Западный Китай», другие автомагистрали, и денежные вложения в них надо будет возвращать. Мы уже находимся в состоянии конкуренции с так называемым морским путем из Азии в Европу. Поэтому стоит вопрос, как окупить вложенные деньги.

Для того, чтобы победить в конкурентной борьбе Казахстану и его партнерам по ЕАЭС нужно учитывать 3 фактора: стабильность, безопасность и комфорт. Думаю, они и будут определять конкурентоспособность казахстанского транспортного потенциала. Почему? Давайте посмотрим детально.

Под стабильностью подразумевается политическая и экономическая стабильность. Вспомните недавние проблемы в Кыргызстане, в 2010 году. Прежде всего, население перекрывало дороги. Вдумайтесь, разве автомобильные компании согласятся ехать через Кыргызстан, если там такие события? А вот экономическая стабильность, топливно-энергетическая безопасность – это то, чем надо заниматься. Чтобы бензин или дизель были всегда, ведь машины могут просто застрять на наших просторах. Если мы ставим перед собой глобальную цель – перетянуть на себя транспортные потоки, то должны также найти ответ на вопрос: насколько мы готовы обеспечить стабильность тем, кто пользуется нашими транзитными услугами.

Второй момент – безопасность. Я понимаю, что страны ЕАЭС – это не Сомали, пираты на дорогах здесь не стоят. Но есть проблема безопасности на дорогах: у нас часто бьются автобусы, машины переворачиваются. Ну и, конечно, это региональная безопасность. Когда у границ неспокойно, были случаи, что их закрывали. То есть по коридору, связывающему Россию через Казахстан со странами Средней Азии, могут быть риски.

Еще более ощутима, как мне кажется, такая позиция, как комфорт. Люди всегда стараются выбирать более комфортный маршрут. И надо ставить вопрос: насколько мы можем его обеспечить? На контрольно-пропускных пунктах все еще существуют очереди, проверки, факты коррупции и вымогательства. А дорожная инфраструктура? Нужны те же кемпинги вдоль дорог, чтобы было комфортно пересечение территории Казахстана для водителей большегрузных машин. Важна также ремонтная составляющая, которая вызывает немало вопросов. Машины в дороге могут сломаться, а где их ремонтировать? Насколько у нас развита сервисная база? Не получится ли так, что вместе с машиной застрянет и груз? Зима в странах ЕАЭС — это вообще отдельная история. Мы все прекрасно знаем, что зимой по нашим дорогам не то, что из Китая в Европу, местное население не всегда может добраться из одного города в другой. И на такие моменты нужно обращать внимание.

Кроме того, прежде чем строить инфраструктуру, нужно связать ее с внутренним экономическим развитием. Ведь транспортные потоки – это сильная нагрузка на экологию. Что происходит в крупных городах, страдающих от смога, мы все прекрасно знаем. То есть надо ставить цель не просто усиления транзитного потенциала, должны достигаться мультипликативные цели в ходе реализации масштабных проектов. Мы можем восторгаться, что потенциал увеличивается, но за счет чего это будет сделано?

Источник: Caspian bridge — информационно-аналитический центр

от wefund