XVII межрегиональный форум сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в 2020 году в городе Кокшетау, будет посвящен сотрудничеству в области экологии и «зеленого» роста.
Как сказал президент Казахстана Касым — Жомарт Токаев в ноябре прошлого года в российском городе Омск на предыдущем форуме, «экологические проблемы, как известно, не имеют госграниц. Мы должны их решать сообща». В связи с этим уместно поставить вопрос, насколько перспективно сотрудничество двух стран, и если брать шире, членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в деле защиты природы и улучшения окружающей среды? Данную тему обсуждали в ходе недавней встречи известные казахстанские специалисты в рамках экспертного клуба «Мир Евразии».
Политолог Эдуард Полетаев напомнил присутствующим, что еще в 2010 году Казахстаном была выдвинута инициатива «Зеленый мост», нацеленная на переход к «зеленой» экономике на большом географическом пространстве и поддержанная Генассамблеей ООН. В 2013 году Казахстан подписал Концепцию о переходе к устойчивому росту до 2050 года. В свою очередь, в рамках ЕАЭС в 2016 году были сформированы «Евразийские технологические платформы», среди которых особое значение имеет платформа «Технологии экологического развития».
Когда заходит речь о «зеленой» экономике, то многим в первую очередь приходит в голову возобновляемая энергетика. Однако именно в этой сфере взаимодействие идет тяжело, так как страны стремятся создать максимально независимые энергосистемы, подчеркнул экономический обозреватель Сергей Домнин. Ранее предполагалось создание в середине 2019 года единого рынка электроэнергии ЕАЭС. Затем стало известно, что он будет запущен не позже 1 января 2025 года. «Но имеются и другие направления, где совместная работа просто необходима. В первую очередь, это НИОКР, особенно в сфере производства новых видов энергооборудования, поскольку в одиночку такая страна, как Казахстан, вряд ли финансово потянет их производство», — сказал он.
Популярным товаром на евразийском рынке, и вместе с тем крупным источников опасных выбросов является транспорт. Директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов также сообщил, что с 1 января 2018 года все типы автомобилей, включая грузовой и пассажирский автотранспорт, производимые или импортируемые в страны ЕАЭС, должны соответствовать пятому экологическому классу (аналог «Евро-5»). Это должно снизить в 1,5 раза содержание вредных веществ в выхлопных газах новых транспортных средств.
Если энергетика – это сектор, где взаимодействие играет хотя и важную, но не самую критическую роль, и каждая страна может и в одиночку переводить его на «зеленые» рельсы, то такой подход не сработает с трансграничными водами.
— Есть проблема трансграничных рек, которые пришли в удручающее состояние. Во-первых, они сами засорены, во-вторых, выступают «транспортировочным конвейером» для мусора, который попадает в море. Отрадно, что в последнее время Россия и Казахстан стали обсуждать судьбу рек Урала и Иртыш, поскольку они могут стать транспортными артериями для двух экономик. Сложная ситуация на Волге, на которой стоит много крупных городов России и которая впадает в Каспийское море. Правительство России приняло специальную программу по очистке рек от мусора, выделило на эти цели средства. Такие работы необходимо проводить и в Казахстане, поскольку для нас остается актуальной проблема дефицита пресной воды, — отметил политолог Замир Каражанов.
Вода, энергетика, транспорт, отходы все сильнее влияют на экономику евразийского пространства и требуют более тесной региональной кооперации. XVII Форум межрегионального сотрудничества в Кокшетау покажет, насколько быстро и эффективно механизмы двустороннего сотрудничества способны отвечать на вызовы времени.
Аманжол Смагулов
Источник: Некоммерческое партнерство «Урал-Евразия»