Жизнь в социальных сетях — казахстанские эксперты обсудили новую реальность

27.01.2018

Ужесточение законодательства за противоправную деятельность в соцсетях — это мировой тренд.

«От телеграмм до Telegram: жизнь в социальных сетях, как новая реальность Евразии» — на такую тему в Алматы прошло очередное заседание экспертного клуба «Мир Евразии». Казахстанские эксперты попытались ответить, что сегодня представляют собой соцсети и какое место они занимают в нашей жизни, передает Total.kz.

«Cоцсети уже давно вошли в жизнь обывателя. Согласно исследованию Social Media Around The World, опубликованному в апреле 2017 года, шесть из десяти человек хотя бы один раз в день посещают ту или иную социальную сеть. По данным другого исследования, проведенного агентством We Are Social и менеджером соцсетей Hoot Suite, число пользователей социальных сетей превысило 3 млрд.человек (из 7,5 млрд жителей Земли)», — привел любопытные факты политолог Эдуард Полетаев.

«Мы живем в эпоху, когда люди существуют в разных «коридорах реальности». И эти реальности не соприкасаются. Люди смотрят разные телеканалы, разные новости, а соцсети эти миры объединяют. Появился какой-то принцип в организации мероприятий — если нет картинки, если нет информации о мероприятии в соцсетях, значит, события не было. Однако я думаю, что значение соцсетей преувеличено», — считает Аскар Нурша, независимый эксперт.

Отношение на постсоветском пространстве к соцсетям, по мнению эксперта, сформировалось под влиянием цветных революций, арабской весны. В них видели мобилизационный потенциал для протестов.

«А сейчас власти от этого отходят, они поняли, что лучше дружить с соцсетями, чем запрещать и ограничивать их», — говорит Нурша.

«Если брать политический аспект, то социальные сети в свое время сильно обсуждались на фоне арабской весны и украинского евромайдана. Причем чуть ли не в качестве одного из движущих соответствующие процессы и события факторов», — продолжил разговор Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива».

Политолог уверен, что в Казахстане преувеличивают значимость и влияние соцсетей в политической жизни страны.

«Они всего лишь инструмент. Поэтому сегодня в Казахстане социальные сети в политическом плане используют главным образом для какой-нибудь пропаганды среди сравнительно узкой аудитории, а также для критики потенциальных оппонентов. Причем в «оппоненты» здесь можно легко попасть, даже среди незнакомых людей, затронув, к примеру, в своих постах темы языка, религии или миграции», — подчеркнул Андрей Чеботарев.

Несмотря на всю видимую популярность социальных сетей, согласно статистике, в стране они даже не входят в тройку или пятерку основных источников информации для населения.

«К примеру, в регионах по-прежнему большую роль в процессе получения всевозможной информации играет телевидение. Если же посмотреть на качественное содержание социальных сетей, то различную информацию скандального и криминального характера здесь обсуждают гораздо активнее, чем какие-либо политические события», — говорит Чеботарев.

Мнения экспертов по поводу степени влияния соцсетей на современных людей разделились, причем, основываются эти мнения на разных источниках и исследованиях.

«Говорят, что интернет оказывает влияние на жизнь людей, это верно лишь отчасти. Здесь нелишне уточнить — без доверия не может быть влияния. Но, с другой стороны, надо признать, что соцсети стали образом жизни современного человека. И по этой причине все же оказывают влияние на него. Другое дело, какое оно», — заявил Замир Каражанов, политолог, главный редактор Информационно-аналитического центра Caspian Bridge.

По мнению Каражанова, обращает на себя внимание, что это влияние «ломает» даже журналистские стандарты. Причем речь идет не только о блогерах (как назвал их Каражанов — неформальных журналистах или тех, кто пытается подменить их), но и СМИ, которые ушли в интернет-пространство. Если в бумажном формате большинство из них соблюдало неписанные этические правила и принципы, то в глобальной сети они часто уподобляются своей аудитории. А аудитория эта оставляет желать лучшего.

С формированием виртуальной реальности возник феномен возвращения масс в социальную и общественно-политическую жизнь. Это факт, игнорировать который не возьмется сегодня никто, даже сомневающиеся в высокой оценке роли социальных сетей и интернета в целом. Причем, и это тоже феномен, — интернет-активисты в доступной для них форме участвуют в жизни не только собственной страны. Для многих сети заменили традиционные институты социализации, поэтому игнорировать их воздействие на современную жизнь уже нельзя.

Как следствие, за ростом информационных технологий последовало и ужесточение законодательства в разных странах за их использование. Все чаще жители стран Евразии осуждаются за возбуждение ненависти либо вражды в соцсетях, за распространение запрещенной информации. В 2017 году в Интернете распространялись памятки на тему: как не сесть за репост.

Но страны Евразии в этом отношении далеко не самые «передовые». Например, как сказал в ходе дискуссии Шавкат Сабиров, президент «Интернет ассоциации Казахстана», ужесточение законодательства за противоправную деятельность в соцсетях — это мировой тренд.

«Если же мы сравним наши законы с соответствующим немецким законом, который вступил в действие с нынешнего года, то наши ограничения покажутся цветочками, потому что за оскорбление и разжигание социальной розни там предусмотрены серьезные наказания. Так что, мы, по сравнению с теми же немцами и французами, выглядим «слабенькими», — подчеркнул он.

Подводя итоги дискуссии, Владимир Павленко, PR-консультант из Казахстанской коммуникативной ассоциации, обратил внимание экспертов на следующее обстоятельство: «По итогам третьего квартала 2017 года Интернет, и в значительной степени соцсети, впервые привлекли больше бюджетов рекламодателей, чем телевидение. Это прошло достаточно тихо. Специалисты и эксперты пока не осмыслили в полной мере, видимо, сам факт и его последствия, поэтому аккуратны в комментариях. Но, к примеру, в России они уже заявляют, что это историческое событие и некий «водораздел» не только и не столько даже для рекламного рынка, сколько для всей индустрии коммуникаций в целом».

Артур Смолин

Источник: Total.kz